?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чем она нас манит?

По случаю Дня Рождения ГШ задумался о том, чем именно нас притягивает литература.

Мысль о том, что она манит нас реализмом и достоверностью типических образов, пришлось сразу отвергнуть. Что в Фандорине реалистического или типического?

Предположение, что дело в языке или в сюжете тоже не показалось мне правдоподобным. У коллеги ГШ по писательскому цеху, Пелевина, язык обычно достаточно прост, а сюжет часто вообще ускользает. Но это никак не сказывается на его популярности. В то время как книги многих других авторов, с интересным вроде бы сюжетом, а порой - и написанные вполне изысканным языком, - часто невозможно заставить себя дочитать до конца. Не притягивают - и всё тут.

Может быть, нас привлекают взгляды и мысли автора и персонажей. Да, пожалуй. Но почему же тогда философские эссе и журналистские опусы не манят нас так, как манят романы?

Или взять, к примеру, такой литературный жанр, как сказки. Почему сказка может нас манить совершенно фантастической историей о судьбе какого-нибудь огородного пугала? Чем она привлекает? Языком? Сюжетом? Мыслями?

Конечно, язык очень важен. Но это вовсе не значит, что язык непременно должен быть красив. Все, что нужно - это чтобы язык не содержал стилистически чужеродных элементов, создающих брешь в ткани повествования, пробуждающих читателя и возвращающих его из мира литературного произведения в окружающую реальность.

Это я намекаю на то, чем, по моему мнению, действительно манит нас литература.

А ГШ поздравляю с Днем Рождения и желаю ему яркой долгой интересной жизни в реальном мире и в создаваемых им мирах.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
semenoff
May. 21st, 2017 01:07 am (UTC)
Выскажу своем мнение. Достоверность или сложность, витиеватость слога в литературе не имеют никакого значения для народной любви. Художественную литературу, то есть fiction, выдумку, любят за создание виртуального мира, в который человек может временно погружаться, как в религию. То есть, это должен быть комфортный для читателя мир.

Разумеется, для создания комфортного мира, сам писатель должен быть счастливым человеком. Ведь нельзя дать людям то чего у тебя нет. Ну а дальше, он должен уметь сконструировать хорошее жилище для своих читателей. В моем представлении, работа писателя похожа на работу инженера строителя, или конструктора. Сначала создать составные части, потом все свинтить вместе. Чтобы не только персонажам, и но и читателям было удобно.

За что мы например, любим Штирлица - штандартенфюрера СС (полковника). Вокруг бушует война, но сам Штирлиц рискует мало, хорошо оценивает риски. Живет исключительно комфортно, в Германии, ездит на Даймлер-Бенце (это так называли Мерседес в те годы), хорошее вино, вкусная еда, дома у него квартирная хозяйка, камин, у него интересная работа, с продвинутыми "фюрерами" общается, это образ жизни аристократа.
Могут в принципе убить, но за такую красивую жизнь, читатель прощает герою риски, да и без рисков было бы скучновато, они придают жизни остроту. "Хорошо ему" подумает читатель, "такой же русский как я, а выбился в люди, вырвался из мира серости и убожества".
Штирлиц - это тот же Андрей Болконский по образу жизни, не случайно его играет тот же самый актер.

Фандорин - тоже самое.

Конечно, там где будет комфортно жить подростку не всегда комфортно старику, или домохозяйке, и наоборот. Поэтому книга пишется под конкретную публику. Акунин, например, пишет строго для женщин (хотя понятно что для мужчин там тоже кое-что найдется). Из-за этого например, Фандорин не может жениться (иначе читательницы с разочарованием подумают, "он уже женат").

Читатель ведь не обязательно герой книги / фильма, хотя иногда и так бывает. Обычно читатель из круга общения героев, где-то рядом с героями, но не обязательно очень близко к ним. Автор пишет не для самовыражения, не по наитию души, не с какими-то идеями (хотя и первое и второе и третье может как-то присутствовать). Автор пытается продать свою историю читателю. и работает для него, в первую очередь.

Edited at 2017-05-21 01:47 am (UTC)
alex_new_york
May. 21st, 2017 01:57 pm (UTC)
"Художественную литературу, то есть fiction, выдумку, любят за создание виртуального мира, в который человек может временно погружаться, как в религию. То есть, это должен быть комфортный для читателя мир. "

Согласен со всем, кроме фразы о комфорте. Человек далеко не всегда ищет комфорта. Иначе бы он не ходил в турпоходы и геологические экспедиции, не занимался рискованными, травматичными и тяжелыми видами спорта, не заводил болезненных романов в духе "Анны Карениной" и т д. Человек то и дело не столько ищет комфорта, сколько страдает от отсутствия перемен. А литература (как и театр, кинематограф и т д) дают ему эти перемены. Вместо того, чтобы рисковать жизнью или доходом, можно рискнуть небольшой суммой и несколькими часами свободного времени и пожить в совершенно другом мире, совершенно другой жизнью.
semenoff
May. 21st, 2017 06:32 pm (UTC)
В действительности, очень комфортно мне было в детстве читать и перечитывать Библиотеку приключений в 20 томах (их две по 20 томов, первая лучше). Чтение книги на диване ведь не заставляет вас переходить водопад по веревочному мосту или терпеть кораблекрушение. Точно также особенно приятно читать детективы про убийства.

Человек конечно ищет физического комфорта, но душевных и умственных испытаний. Как это выразить в одном слове, прямо не знаю, не придумали термин. Но разгадка литературы и кино именно в этом слове. Приключение без физического риска. Другое подобное действие - туризм, там риска чуть больше.

Скажу больше, писатели это конечно всегда прекрасно понимали, и главный герой никогда не умирал по этому, чтобы не доставлять расстройства читателю, который мог себя с этим героем ассоциировать.
Но в серии "Игра престолов" Джорджа Мартина, введен революционный сюжетный ход - главные положительные герои там мрут как мухи. И ничего, читатель (я то есть) легко привыкает, и уже ни с кем себя не ассоциирует, зная что жестокий автор героя скоро прикончит, потому что хороший человек в мире Джорджа Мартина - не жилец.
Так что и смерть героя - не проблема в литературе и кино. Хотя в основном, никто из творцов не рискует конечно, как Джордж Мартин :).

Хотя чтение хорошей худ.литературы (fiction) - неплохое развлечение, но самостоятельное ее написание, ИМХО, совершенно пустое занятие. На русском языке существует сегодня не более десятка живых заметных писателей, из которых читать приятно не более двух-трех. Но и это, прямо скажем, ширпотреб. Литература в основном, закончена, скажем, на 95%, все что можно в жизни человека уже очень хорошо описано, и новые книги не нужны. То есть, если и нужны, то только на злобу дня.

Знаете, как в замечательной книге Булгакова "Театральный роман" сказано. "Он написал новую пьесу. А зачем ? Хороших старых столько уже есть, что всю жизнь играть - не переиграть".
Это совершенно верно. Может быть и нужна ОДНА пьеса о гражданской войне в России - "Дни Турбиных", но этого точно достаточно для всей эпохи.
Ну и беллетристика так же. Тем более в России сегодня нет ни одного великого писателя после смерти Булгакова в 1940 году.

Так что можно читать хоть по книге в день, это на пользу здоровью, но главное ничего не писать ! :) Ни строчки в день ! Все равно это безнадежно.

Edited at 2017-05-22 04:01 pm (UTC)
belcharka
May. 24th, 2017 10:51 am (UTC)
Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
alex_new_york
May. 24th, 2017 06:13 pm (UTC)
RE: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Очень интересно пишет Галковский. Хотя, преувеличивает, конечно. Мировое технологическое лидерство у США пока никто не оспоривает. А это значит, что и политические кризисы - лишь болезнь роста. США - молодая страна, которой еще меняться и меняться.
semenoff
May. 24th, 2017 08:13 pm (UTC)
Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Галковский ничего не пишет уже лет 20, только фельетоны в ЖЖ. В прошлом у него была литературоведческая книга - большое эссе "Бесконечный тупик" о русской литературе, хорошая да.

Но и "Тупик" это не художественная литература. Поэтому Галковского сегодня разумно было бы назвать журналистом ЖЖ, но не писателем.

Edited at 2017-05-24 08:27 pm (UTC)
belcharka
May. 25th, 2017 08:15 am (UTC)
Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Да, гротеск - его стиль. Но фишку рубит. Интересна параллель Россия - США. Вас в США на напрягает количество негров и латинос?
alex_new_york
May. 25th, 2017 09:59 am (UTC)
RE: Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Нет, мне нравится разнообразие
belcharka
May. 25th, 2017 10:22 am (UTC)
Re: Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Вы привыкли наверное. Мои лучшие друзья - кубинский негр и индус, они живут в России и им русские нравятся. Ремонт в квартире делал хороший парень таджик, старательный и честный, у него здесь русская жена. По работе общаюсь с китайцами, добродушные, милые люди. Но когда на улице встречаю компанию ребят из Средней Азии, становится почему-то не по себе. Какая-то угроза исходит от них. И меня радует, что можно пролететь 7 тыс км и на другом конце страны встретить людей, говорящих на русском, близких тебе по культуре, по духу, по вере.
alex_new_york
May. 25th, 2017 10:45 am (UTC)
RE: Re: Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Никто ведь не мешает делать иммиграционную политику более эффективной. Снижать уровень преступности и способствовать развитию экономики и культуры страны можно и важно, не занимаясь при этом дискриминацией людей по этническому признаку. Есть множество более цивилизованных и эффективных подходов.
semenoff
May. 24th, 2017 08:28 pm (UTC)
Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Это прикол его очередной. Он в США был, остался в полном восторге.

Да и логика тут "негры - не люди, латиноамериканцы - не люди, гомики - не люди", в прошлом и "китайцы - не люди, индусы - не люди, азиаты - не люди, евреи - не люди" не знаю на кого рассчитана. В приличном обществе на такое ссылаться не станешь.

Вообще все ругательные статьи о США в РФ сводятся к одному, уже лет 30: пусть сегодня в США хорошо, но завтра США развалится, как СССР. Однако десятилетия идут, а в США все лучше и лучше жить. Да, тут 10% негров и 30% латиноамериканцев, но от них ничего не зависит.

В СССР была целая каста журналистов, которая специализировалась на ругани США, главный там был Валентин Зорин. Это позволяло им туда ездить и тихо восторгаться и отовариваться. Такая вот работа. Похоже возвращаются те времена :)

Edited at 2017-05-24 08:42 pm (UTC)
belcharka
May. 25th, 2017 07:58 am (UTC)
Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Вы в каком городе живёте?
semenoff
May. 25th, 2017 03:25 pm (UTC)
Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Где я живу вообще нет ни одного негра, а латиноамериканцы только стригут газоны. Когда хожу гулять в парк и вокруг озера, иногда догуливаюсь до ночи (если выйду поздно) и никогда не видел намека на пьяных или подозрительных подростков. Это за 20 лет. Есть правда люди, которые бегают по ночам.

В маленьком городе в Нью Джерси. Да здесь везде так. Вернулся из штата Юта, это где все мормоны, там вообще нет преступности как таковой. И негров ни одного человека (мормонская религия гласит, что негры не могут быть мормонами, потому что произошли от Каина).

А в целом по США, 13% негров и мулатов, 31% латиноамериканцев (это по большей части мексиканцы). Мексиканцев больше всего в Калифорнии (предсказуемо, это была Мексика раньше), негры концентрируются в штатах Луизиана и Джорджия. На севере и тех и других очень мало.

При этом негров очень много в городе Вашингтон (не путать со штатом Вашингтон) по непонятной причине, до 60%.

Так что если бы Дмитрий читал Википедию по английски, то не делал бы таких ляпов.

Edited at 2017-05-25 05:12 pm (UTC)
belcharka
May. 26th, 2017 06:07 am (UTC)
Re: Есть у нас сейчас хорошие писатели)))
Может, наша Викепедия даёт неправильные цифры? Например, по Трентону:
Расовый состав населения:
белые — 13,5 % (в 1950 — 88,6 %)
негры — 52,0 %
латиноамериканцы (всех рас) — 33,7 %
азиаты — 1,2 %
semenoff
May. 24th, 2017 09:07 pm (UTC)
Я бы так выразился, литература - свет, а писателей - тьма. Но хороших сегодня практически нет, только в прошлом. Наверно сам жанр выдыхается, заменяется на кино. Кино (и сериалы) это тоже самое по существу, но глаза меньше устают, и все-таки картинка есть красивая.

Тем не менее почитать всегда есть что, если есть время.

Edited at 2017-05-25 05:10 pm (UTC)
( 30 comments — Leave a comment )